Гротеск и фарс. В Каннах показали фильм Донбасс

Гротеск и фарс. В Каннах показали фильм Донбасс

В Каннах показали фильм Донбасс

На Каннском международном кинофестивале показали новый художественный фильм Сергея Лозницы — о жизни ЛДНР во время и после боевых действий.

Фильм Донбасс украинского режиссера Сергея Лозницы открыл конкурсную программу Особый взгляд Каннского кинофестивался 2018 года.

9 мая картину о жизни самопровозглашенных Донецкой и Луганской «республик» во время и после войны показали широкой публике.

Корреспондент.net собрал первые реакции на четвертый фильм Лозницы, который ранее снял фильм о Майдане.

 

Сюжет фильма Донбасс

Структура картины напоминает набор скетчей, соединенных друг с другом разными элементами. Донбасс — это своего рода фильм-уроборос, в котором эффектный финал вдруг превращается в начало. 

Персонажи Донбасса разыгрывают подлинные сцены из жизни «Новороссии», реконструируя сюжеты, которые режиссер нашел в интернете. Вот сепаратисты демонстративно наказывают своих жалких товарищей, уличенных в краже телефона, а у самих горы награбленной техники.

Начинается фильм в трейлере, где гримируют актеров. Через несколько минут громкоголосая помощница режиссера приведет их на площадку, где стоит обстрелянный троллейбус и лежат трупы. Неизвестно, является ли это настоящим. Но актеры рассказывают на камеру, что такого ужаса еще не видели.

Следующая сцена: женщина врывается в зал заседаний и выливает на чиновника ведерко говна, возмущаясь статьей, где выставлена взяточницей. 

Есть сцена, где немецкий журналист пытается поговорить с группой «вежливых людей» в камуфляже, но его называют фашистом.

К живущим в ужасном бомбоубежище людям приходит эффектная блондинка с продуктами для матери. Девушка работает у кого-то из чиновников «Новороссии», к которому прибывает делегация с предложением передать икону и мощи Чурилы Пленковича.

«Смотришь на это, и как будто то, что происходит, уже кто-то срежиссировал, это обработанный художественный материал. Вот это поразительно. Именно гротескные формы, фарс», — говорил Лозница в 2015 году, когда начал работать над сценарием.


Донбасс снимался в Кривом Роге

Некоторые сцены в Донбассе неожиданно прерываются взрывами, напоминая зрителям о боевых действиях, в которых герои могут умереть.

Снимался Донбасс в Кривом Роге, над картиной работала большая международная команда, в том числе россияне.

«Это очень близкое переживание для многих, кто живет там. У нас много непрофессиональных актеров массовых сцен, которых мы нашли в Кривом Роге, около двух тысяч человек снялось в картине. Некоторые иногда говорили: «Извините, но я сепаратиста не могу играть», — рассказал лозница в интервью Радио Свободе .


Актерский состав фильма Донбасс в Каннах / EPA

 

Пугающий и выдающийся

По мнению российского кинокритика Антона Долина, картина по разным причинам может не нравиться как российским, так и украинским зрителям, однако это не делает ее менее пугающей, парадоксальной и выдающейся.

«Картина Лозницы состоит из череды ужасающе рельефных, гротескных, гиперреалистических фресок, мастерски снятых постоянным соратником режиссера оператором Олегом Муту. Формально они не связаны единым сюжетом, хотя связаны пространством… От смешного до кошмарного здесь меньше шага», — пишет критик для Медузы . 


Кадр из фильма Донбасс

Он отмечает, что кроме молчаливого бородача, других украинцев на экране почти нет — но звучат выстрелы, грохочут взрывы.

«Донбасс определенно снят не для того, чтобы занять политическую позицию и оправдать действия украинских военных… При этом никакой двусмысленности в позиции режиссера нет. Донбасс — отчетливо антивоенная картина, никак не оправдывающая организованное насилие с какой бы то ни было стороны. Она показывает, как война калечит человека, превращает в чудище, комическое и ужасающее одновременно. И как полон достоинства тот, кто в этом насилии не участвует», — говорится в материале.

 

Пресса о фильме Донбасс

Иностранные журналисты приняла фильм хорошо — аплодисменты в зале, ни одного возгласа возмущения. 

«Редко вижу фильм, настолько наполненный яростью и отвращением, как Донбасс Сергея Лозницы. Кошмарные сцены из «народной республики» Украины дополняют суд Линча, солдаты и фейковые постановочные новости. Да, мне очень понравилось», — написал Ксан Брукс.

I've rarely seen a film fuelled by such rage & revulsion as Sergei Loznitsa's Donbass. Nightmarish vignettes from the "Peoples' Republic of Ukraine", complete with lynch mobs & soldiers & stage-managed fake news. Yep, loved it #Cannes2018

— Xan Brooks (@XanBrooks) 9 мая 2018 г.

 

«Вау. Донбасс — одна из сильнейших работ Лозницы. Шарашит тебе в лицо, как базука своей эксплицитностью. Самое лучшее — его метасторителлинг о сфабрикованных кадрах, фейковых новостях и пропаганде. Фильм появился в правильное время», — написала Беатриче Бен.

Woah. Loznitsas #Donbass is one of his strongest works yet. Hits you in the face like a bazooka with its explicitness. Best thing though: his meta-storytelling about manufactured images, fake news, propaganda. This film is right on time. #cannes #Cannes2018

— Beatrice Behn (@DansLeCinema) 9 мая 2018 г.

 

«Сергей Лозница меняет тональность в каждой сцене в своем саркастичном / проникновенном / гротескном / циничном Донбассе. Но, поскольку его визуальный стиль так же переменчив и бессвязен, c критикой пропаганды он сам рубит под собой сук, подрывая к себе доверие», — пишет Filmscalpel.

Sergei Loznitsa changes tone every other scene in his sarcastic / touching / grotesque / cynical Donbass (B-, #Cannes2018 ). But because his visual style is just as fickle and inconsistent, this critique of propaganda shoots itself in the foot and undercuts its own credibility.

— Filmscalpel (@filmscalpel) 9 мая 2018 г.

 

«Ф» значит фейк. Все вокруг выдумка, и мы ее часть. Донбасс — сильное и гротескное металингвистическое размышление о манипулировании информацией, пропаганде и постправде», — написала Беатриче Фиорентино.

F for Fake. Tutto è finzione e tutti ne facciamo parte. Donbass è una riflessione metalinguistica potente e grottesca sulla manipolazione dell'informazione, la propaganda, la post-verità. Sergei Loznitsa inaugura Un certain regard #Cannes71 pic.twitter.com/kalMLtl3AF

— Beatrice Fiorentino (@beafiorentino) 9 мая 2018 г.

 
 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

По материалам: КиноПоиск

Размещено в Новости шоу-бизнеса.