Острейший горьковский драматизм

Компасом революционной диалектики вооружает нас острейший горьковский драматизм и при художественном анализе психологии героини того же круга, что Букеев и Булычов, но совсем другого склада мыслей и чувств — Вассы Железновой. В отличие от них, своих предшественников, Васса не только не делает ни малейшей попытки как-то высвободиться душой, оторваться от мировосприятия господ миллионщиков, но, напротив, вся сосредоточена на воинственной защите своего владычества в границах суровых правил мира наживы. И тем не менее пролетарский писатель, ни на йоту не отступая от классовой оценки помыслов и дел таких людей, не забывает и здесь о ценностях общечеловеческих.

Хотите автобусом в Крым? Тогда вот вам Харьков Севастополь. Автобус в Крым на отдых. Отправление каждый день в сети. Обращайтесь на сайт.

Каков же человеческий облик Вассы, каковы ее отношения с окружающими — с мужем, братом, детьми, подчиненными? Каков ее внутренний мир, психология? Это заметно во всем — и в главном, и в том, что вроде бы совсем незначительно, — скажем, э жесте, которым Васса отталкивает руку своего управляющего, когда тот пытается помочь ей идти по грязному, в рытвинах, пустырю: не лезь, дескать, Гурий, я без твоей подмоги еще лучше найду дорогу. Столь же властная уверенность чувствуется и в той, казалось бы, не соразмерной ничтожному поводу торжественной интонации, с которой, держа маленького внука на руках, она предлагает ему взять протянутую Прохором конфетку: происходит ведь это в момент ее триумфа — спуска на воду нового парохода, и гордая хозяйская радость победы распространяется по инерции даже на мелочи.

Все эти детали — не самоиграющие в фильме, они служат прояснению внутренней логики поступков Вассы Борисовны Железновой, ее характера. Васса Инны Чуриковой — не какое-то монументальное олицетворение капитализма, а, как и у Горького, она — человек, человек сильный и целеустремленный. И работяга она, все время что-то делает.

Другой вопрос, какова эта целеустремленность, на что направлены все ее помыслы. И у писателя, и в фильме она человек своего класса. И художественный анализ этой классовой психологии дается Горьким (а экран верен драматургу) с позиций ясных и бескомпромиссных.

Как и в «Егоре Булычове», это не означает однолинейности, упрощенности. Однако же характер здесь другой, другие в нем противоречия — другой, соответственно, и авторский подход к нему. Егор — тот и живет позже, и раздумьями своими выбивается из купеческой среды, Васса же еще до конца верна «делу». Верна страстно, убежденно, безоглядно. В расхристанной, разлагающейся, полной косности царской России она всеми силами пытается утвердиться на пути того железного порядка, что давно проложил свои неумолимые рельсы на Западе.

В фильме это еще больше акцентировано. Это относится и к «машине» всего ее дела, и к машинерии в прямом смысле (в кадры введены автомобиль, лифт, машинное отделение парохода — все это помогает раскрытию сути изображаемого).

Размещено в Блог, Блог Сапе.